Поведенческие факторы
Приветствую Вас уважаемые читатели блога lessons-joomla.ru. Никогда не задавались вопросом, почему многие популярные и уважаемые пользователями поисковых систем сайты так «плотно» занимают первые места в выдаче, даже если их владельцы не проводят день и ночь с мыслями о том, как бы ещё оптимизировать своё детище? Ответ на этот вопрос прост, поисковые системы сами дают на него ответ: всё дело в поведенческих факторах.
Согласитесь, логично, чтобы при ранжировании сайтов в выдаче поисковых систем учитывались предпочтения пользователей? Но как это сделать, не проводить же голосование среди них? Выход был найден изящный – сбор и обработка статистики о поведении посетителей на страницах сайтов. О том, что же такое поведенческие факторы, как они влияют на оптимизацию, как, в свою очередь, повлиять на них, и пойдёт речь в этой статье.
Поведенческие факторы – это совокупность действий посетителей сайта, статистически структурированная и проанализированная поисковыми системами, на основе которой поисковые системы делают вывод об отношении посетителей к сайту, о его качестве, о степени интереса к нему. В свою очередь, на основе этой информации поисковые системы ранжируют сайты в своей выдаче. Конечно, классические методы оптимизации не утратили своей роли и по-прежнему влияют на положение сайтов выдаче, однако, поведенческие факторы вносят некоторые коррективы. Впрочем, если ваш сайт качественный и сделан для людей, для него эти коррективы будут только в лучшую сторону.
Первым и одним из самых главных поведенческих факторов является показатель отказов. Этот поведенческий фактор показывает процент посетителей, отказавшихся от просмотра сайта. Отказом у поисковых систем считается факт того, что посетитель просмотрел менее двух страниц сайта. Справедливо ли это? Ведь это вовсе не значит, что сайт плохой, иногда это просто специфика информации на сайте. Поисковые системы учитывают это насколько оно возможно. Для различных типов сайтов (форумы, блоги, обычные сайты и т.п.) существует своя норма показателя отказов и допустимые отклонения от неё.
Количество просмотренных страниц – второй поведенческий фактор. Они чем-то схожи с показателем отказов, только в том случае имеет значение только 1 или 2 просмотра сделал посетитель, а в данном случае каждый лишний просмотр важен. Отделять эти показатели нужно потому, что, например, если сайт посетило два человека, один из которых просмотрел одну страницу, а второй 10, то среднее количество просмотров будет 5 (что довольно хорошо), в то время как показатель отказов будет равен 50%, что не всегда хорошо. Можно привести и ещё более красноречивые примеры.
Время, проведённое посетителями на сайте. Показатель, как и предыдущий, средний, рассчитываемый как общее время, проведённое всеми посетителями на сайте, делённое на количество посетителей. Если в двух предыдущих случаях можно было говорить о некоторых различных толкованиях одного и того же показателя, то тут всё однозначно: чем выше среднее время, проведённое на сайте, тем лучше.
Кроме выше перечисленных показателей, анализируются все действия посетителей на сайте: комментарии, подписка на новости, повторное возвращение на сайт через некоторое время, добавление в закладки и т.д. Всё это говорит о том, что посетителю сайт понравился, что он полезен для него. Существуют и негативные действия посетителей на сайте.
Вебмастеров, прежде всего, интересует вопрос: как на поведенческие факторы можно повлиять? На самом деле это не так сложно и очень логично. Прежде всего – качество контента. Посетитель приходит на сайт не за внешним видом, а за материалами, информацией. Она должна быть уникальной, хорошо поданной, систематизированной. Не менее важен для благоприятного восприятия сайта его дизайн: если дизайн откровенно неудачный, то даже хороший контент может не спасти положение: посетитель просто покинет сайт ещё до знакомства с ним. Далее следует навигация по сайту. Именно от навигации в большей степени зависит величина как минимум показателя отказов и количества просмотренных страниц. Посетитель должен всегда иметь альтернативу продолжения просмотра сайта: по прочтении одного материала должны предлагаться ссылки на другие, возможность оставить комментарий и подписаться на новости и т.д. Увеличив объём материалов, сделав их более полными и содержательными, вы увеличите среднее время нахождения посетителя на сайте.
Выше перечислены далеко не все поведенческие факторы, ни один вебмастер не знает в точности, какие именно действия посетителей его сайта интересуют поисковые системы. Поэтому подходить к влиянию на поведенческие факторы «точечно» очень сложно. Намного проще просто развивать свой сайт, делать его лучше и качественнее, ориентируясь не на заработок, а на посетителей. Именно для этого поисковые системы и ввели данный инструмент. Со временем его значение будет только расти, и выиграют в итоге те сайты, которые раньше начали думать о своих посетителях и их удобстве.
На этом и закончим. Успешной оптимизации!